Виртуальная приёмная
  • Телефон: +99871 209-85-65
  • Адрес: 2, ул. Университет, Кибрайский р., Ташкентская область

Роль женщины в развитии экологического образования

29.07.2020

Экологическое образование включает в себя систему знаний об окружающем мире как сфере жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности на природную среду. Оно представляет собой непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности,  норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию.

Экологическое образование позволяет людям понять, что мир, в котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия. Экологические знания позволяют сделать жизнь намного безопаснее и здоровее, не только собственную, но и близких людей. Можно с уверенностью считать, что средняя продолжительность жизни была бы на  10-15 лет больше, а главное, здоровее, если бы население обладало более высокой социальной культурой, в которой экологические базовые знания занимают важное место.

Развитие экологического образования очень важно для дальнейшего устойчивого развития отдельных стран  и мира в целом. Роль женщины в развитии экологического образования является очень важной в настоящее время. Исследователи считают женщину  «большим капиталом»  для развития экологического образования. Женщины изначально всегда были носительницами духовных и моральных качеств, хранительницами не только домашнего очага, но  и  многовековой мудрости, и  традиционных нравственных ценностей. В нашей национальной культуре образ женщины, матери имеет священное значение, мы называем нашу страну «Родина-мать», а окружающую среду – «Природа-мать». Действительно, в основе взгляда на природу в образе матери лежит стремление подчеркнуть ее исключительное значение для человека.

Сегодня активно обсуждается вклад женщины в развитие экологического образования. Женщина играет важную роль в семье и воспитании детей, в передаче экологической культуры и знаний следующим поколениям. Обычно воспитание детей является обязанностью женщины, и дети с момента рождения обучаются образу жизни и взаимоотношениям с окружающей средой у матери. Если женщины поймут  актуальность экологического кризиса, то они смогут дать необходимую информацию своей семье и общественным группам, в состав которых они входят, и, в частности, передавать это ценное наследие своим детям. При этом следует признать и эффективно использовать знания и опыт женщины, особенно сельской женщины при разработке и осуществлении политики и программы рационального природопользования. 

Существует немало научных и исследовательских доказательств о положительном влиянии знаний, мышления женщины во всех сферах жизнедеятельности. Нельзя также отрицать вклад женщины в повышении уровня экологических знаний, особенно в сельских семьях. Это связано с тем, например, что основные элементы хозяйства в сельских семьях (пища, топливо, корм для домашних животных, предметы домашнего обихода и др.) обеспечиваются за счет деревьев и растений, поэтому сельские женщины опасаются сокращения растительных ресурсов, так как в случае вырубки деревьев и другой растительности  они вынуждены будут проходить более длинную дорогу, чтобы найти все необходимое, и возвращаться обратно по тому же длиному пути с тяжелым грузом на спине. Относительно водных ресурсов женщины несут аналогичную ответственность. В большинстве сельских  районах подача воды входит в обязанности женщин и детей. При истощении водных ресурсов женщинам приходится пройти более длительное расстояние для того, чтобы принести воду. В большинстве стран мира ответственность за сбор и хранение воды, еды и топлива возлагается на женщину. Она может заниматься рыболовством и земледелием. Ее работа воздействует на леса, водно-болотные и сельскохозяйственные угодья.  Тесная связь женщин с природными ресурсами может способствовать сохранению окружающей среды, успешному и устойчивому распространению навыков адаптации к изменению климата

 В целом, женщины больше, чем мужчины страдают от загрязнения окружающей среды, от последствий выбросов парниковых газов, изменения климата и загрязнения окружающей среды, которые непосредственно влияют на жизнь женщин, в первую очередь, сельских, и оказывают негативное воздействие на их здоровье. Так, ныне не остается сомнения в том, что устойчивое развитие и охрана окружающей среды без серьезного участия женщины не будет возможна. 

Экологи считают, что если женщина получит образование и повысит уровень своих экологических знаний, то она сможет своевременно передать эти знания о правильном использовании природных ресурсов всем членам семьи. На самом деле, женщины могут играть решающую роль в исправлении экологического поведения. Поэтому во многих странах мира вопрос образования женщин поставлен во главу угла. Первая цель экологического образования это содействие повышению продолжительности человеческой жизни на Земле, и улучшению жизни людей. 

Основная цель обучения женщины принципам охраны окружающей среды – мотивировать и сформировать навыки решения проблем, угрожающих здоровью ее самой, ее семьи и общества. Женщины, получив необходимое экологическое образование, смогут внести свой вклад в защиту окружающей среды. Участие женщины в процессе принятия решений, касающихся окружающей среды, играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития. Сегодня, во многих точках земного шара, женщины выполняют работу экологов, учителей, новаторов и лидеров  экологических движений. Уважение и забота о матери, бабушке, дочери — это первейшая обязанность и постулат для каждого гражданина. Поэтому доверие женщинам и  выдвижения их на ответственные посты в  Узбекистане является далеко не случайным, а напротив, глубоко продуманной политикой. Все это ставит перед Экологической партией особые задачи в реализации государственной политики по поддержке женщин.

 

 

Марина Раннева, 

главный специалист пресс-службы 

аппарата Исполкома Центрального Совета 

Экологической партии Узбекистана