Виртуальная приёмная
  • Телефон: +99871 209-85-65
  • Адрес: 2, ул. Университет, Кибрайский р., Ташкентская область

УСОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА

27.05.2020

Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Узбекистан. Культура определяет единство общества и динамику его развития, формирует единые ценности, поэтому она находится в центре внимания нашего государства.

За последние годы принят ряд законодательных актов по решению проблем в сфере культуры, сохранения сети культурных учреждений и научного потенциала учебных заведений культуры и искусства, увеличения контингента детских школ искусства всех типов, возникновения новых направлений в развитии театра, живописи и других видов искусства, активной поддержки государством талантливой молодёжи, повышения уровня культурно-просветительной работы, проведения фестивалей, конкурсов, смотров, выставок, праздников искусства, активного и успешного участия представителей Узбекистана в международных конкурсах и фестивалях. 

Важную роль в формировании культуры Узбекистана играет создание устойчивой, современной законодательной базы. В 2018 году Главой нашего государства была утверждена Концепция дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан, «дорожная карта» и программы по её реализации, дано поручение разработать Закон Республики Узбекистан «О культуре». Депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса совместно с Кабинетом Министров, Министерством культуры и другими причастными организациями проведена масштабная работа по разработке стратегии культурной политики и обсуждению проекта  закона Республики Узбекистан  «О культуре».

В проекте закона Республики Узбекистан «О культуре» устанавливаются правовые, организационные, экономические и социальные основы культурной деятельности и регулируются правовые отношения в следующих сферах: сохранение и развитие культурных ценностей, охрана историко-культурного и археологического наследия; библиотечное и музейное дело; кинематографическая деятельность; народные художественные ремёсла, деятельность коллективов художественной самодеятельности; проведение культурных мероприятий, организация культурного отдыха населения; поощрения в сфере культуры и другое.

В проекте Закона «О культуре» особое внимание уделяется таким важным направлениям, как:

- сохранение культурного наследия народов Узбекистана, которое включает в себя все виды материального наследия — здания и сооружения, имеющие историческую, архитектурную ценность, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, мемориальные сооружения и т. д. К культурному наследию, несомненно, относятся и произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии и т. д., то есть все то, что составляет Музейный, Архивный и Национальный книжный фонды.

Под культурным наследием понимается и его нематериальная часть:    

-  языки, традиции, обычаи, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира нашего народа, что является основой и источником развития, сохранения единства и самобытности нашей страны;

- поддержка современного литературного творчества, издания литературных журналов, научной работы по подготовке академических изданий классической литературы и разработке истории отечественной литературы.

 Необходимо возродить у молодёжи интерес к чтению. Без вдумчивого чтения литературы нельзя овладеть богатствами родного языка, нельзя научиться выражать и понимать современную реальность. Еще более опасна безграмотность, когда человек не только не в состоянии передать смысл прочитанного, но затрудняется устно или письменно выразить собственные мысли, что приводит к снижению культурного уровня общества и   возможности активного участия граждан в жизни своей страны.

Необходимо превратить библиотеки в информационно - культурные центры нового поколения, которые должны быть обеспечены высококвалифицированными специалистами и организовать на их базе   серьёзные культурно-просветительские мероприятия с участием учёных, политиков, педагогов, писателей, а также оказывать информационные услуги в правовой, экологической, потребительской и других сферах. Библиотеки должны в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, создавать собственный краеведческий контент, отражающий историю родного края.

В своем Послании Олий Мажлису, в январе текущего года, Президент Республики Узбекистан объявил о запуске масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения – цифровой экономики. Поэтому одной из приоритетных задач государственной культурной политики является использование цифровых коммуникационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места их проживания.

В этой связи огромное значение приобретает задача по формированию единого электронного информационного пространства на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным сферам творческой деятельности.

А для успешного внедрения цифровой экономики в сферу культуры необходимо: развитие материально-технической базы и повышение уровня информатизации учреждений культуры, внедрение информационных систем учёта посетителей учреждений культуры и продажи билетов, оцифровка культурного наследия, формирование электронных баз данных, увеличение доли информационных ресурсов о культуре в сети интернет, в том числе путём создания информационных порталов, виртуальных музеев и внедрения технологий виртуальной реальности, формирование единого информационного пространства в сфере культуры.

Учитывая, что государственный бюджет по-прежнему остается главным источником существования всех видов культуры, в проекте закона    «О культуре» предусмотрена возможность финансирования с помощью механизмов государственно-частного партнёрства, а также привлечения инвестиций в соответствии с законодательством.

Всесторонняя поддержка создания детских и молодёжных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, благотворительную и познавательную деятельность, максимально полное раскрытие их способностей и талантов, а также создание условий для подготовки руководителей детских и молодёжных организаций, обладающих помимо энтузиазма, практическими педагогическими навыками, знаниями особенностей возрастной психологии.

Особое значение имеет деятельность детских и молодёжных организаций в сфере изучения и сохранения местной истории, краеведения, когда знания о прошлом родного края претворяются в активную и востребованную обществом деятельность. Это позволяет формировать представление об этнических, культурных, религиозных особенностях жизни родного края. Очень важно формирование у детей и молодёжи активной гражданской позиции, вовлечение их в процесс созидания будущего.

Подготовка высокопрофессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

Образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки сугубо профессиональных кадров, включает в себя развернутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие. Государственная культурная политика призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного образования и для тех детей, которые не планируют становиться профессионалами. Способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой и образом жизни.

Для обучения особо одарённых детей должны создаваться все необходимые условия, включая организацию интернатов для иногородних учащихся, обеспечения качественными музыкальными инструментами на всём протяжении обучения и первых лет профессиональной карьеры, материалами для художественного творчества и т. д.

 Для начинающих свой творческий путь режиссёров, писателей, композиторов, исполнителей и других деятелей культуры должна быть создана сильная поддержка со стороны государства в реализации их дебютных проектов.

Необходимо регулирование отношений между государством и творческими работниками, гарантирование творческим работникам свободы, моральных, экономических и социальных прав, содействие созданию творческих союзов и других организаций творческих работников, предоставление им возможности участвовать в разработке культурной политики, гарантирование невмешательства государства в деятельность этих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Республики Узбекистан.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что культурная политика нашего государства направлена на обеспечение устойчивого развития общества на основе формирования ценностных ориентиров и является качественным измерением развития всех важных аспектов жизнедеятельности общества и государства.

Культура сегодня – это мощный инструмент духовно-эстетического развития личности, формирования общенационального единства и интеграции страны в мировое сообщество. Базовой опорой государственной культурной политики остаются национально-культурные корни, исторический опыт, передача новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу нашей национальной самобытности.

Намеченные новые перспективы в области государственной культурной политики Узбекистана полностью нашли своё отражение в проекте Закона «О культуре». 

   

Ольга ЛИТВИНОВА,

 Ислам ХУШВАКТОВ,

депутаты Законодательной палаты 

Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 

члены фракции Экологической партии Узбекистана